NewsRbk.ru

Курсы: 66.75 руб (+0.12)75.78 руб (+0.39)
Погода: Пасмурно Днем в Москве: -8 °C..-10 °C

Установите приложение NewsRbk.ru на Андроид!


Наш сайт NewsRbk.ru заблокировали на территории РФ. Новый сайт NewsRbc.ru

Странные страховки бюджета: россияне заплатят за все

Федеральный бюджет на 2019–2021 годы к экспресс-принятию в Государственной думе готов. В том, что он не претерпит сколько-нибудь существенной правки по сравнению с правительственным вариантом, сомнений по традиции нет. Но это вовсе не значит, что бюджет — банальная, скучная, лишь слегка обновленная версия своих предшественников.

В нем есть целый букет особенностей.

В чем их аромат?

Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров проводит виртуальную презентацию главного финансового документа страны. Фото: duma.gov.ru

Российская бюджетная система эволюционирует прямо на глазах. Когда-то, в 1990-е, федеральные бюджеты представляли собой откровенные SOS-позывные: это был поиск денег любой ценой, невзирая на невосполнимые репутационные потери госфинансов из-за залоговых аукционов и откровенных пирамид ГКО. Потом, в начале нулевых, из нефтяных туч пролился долларовый ливень, бюджеты стали профицитными, что, однако, поначалу не прибавляло им дальнозоркости. Но эволюция не останавливалась.

С одной стороны, появились целевые программы, с другой — велись поиски страховки от колебаний нефтяной конъюнктуры. Последняя, усилиями прежде всего многолетнего министра финансов Алексея Кудрина, была найдена в формировании на фазе роста нефтяных цен Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Целевые программы, однако, быстро расплодившись, оторвались от бюджетной базы. Реальным взглядом в будущее оставались суверенные фонды. Но такой взгляд был хотя и необходимым, но явно односторонним.

Даешь шестилетку!

Сейчас мы присутствуем на старте очередного этапа бюджетной эволюции. База этого этапа — шестилетний президентский срок и соответствующие президентские программы, воплощенные в майских (месяц инаугурации) указах. Майский указ 2018 года — это развернутый и масштабный директивный документ, для воплощения которого, естественно, необходимы инвестиции. Соответственно, по факту Россия движется к шестилетним бюджетам.

На первый взгляд шагов в этом направлении нет — формально как были бюджетные трехлетки, так они трехлетками и остаются. Но это поверхностное наблюдение. Специфика «текущего момента» в том, что появляется воплощение давней мечты экономистов левой политической ориентации — «бюджет развития». Академик Сергей Глазьев, например, не раз предлагал превратить в такой «бюджет» Резервный фонд и ФНБ, превратив их в источник госинвестиций. Но Резервный фонд, в результате затянувшихся кризисов прежних лет, уже исчерпан, а за ФНБ пока сохраняется прежде всего страховочная функция, хотя его инвестиционный потенциал на порядок выше, чем у почившего Резервного фонда.

Где же «бюджет развития»? Если его понимать как финансовую базу для инвестиций в стратегические проекты в рамках целей майского указа, то эта база есть в федеральном бюджете. Есть и выносная, формально не бюджетная часть — это активно формируемая модель мобилизации частных инвестиций на нужды реализации проектов, в отборе которых государство — старший партнер, а частные компании — младший. И эта модель, вырастающая из «списка Белоусова» (компаний, которые получили за прошедший период сверхприбыли, благодаря удачной конъюнктуре), рассчитывается уже как минимум на всю шестилетку.

Это и есть признак эволюции, причем не только бюджетной системы (частные инвестиции, по сути, компенсируют государственные, на которые не хватает госсредств в полном объеме), но и всей системы госвоздействия на экономику. Эволюции от рынка к государству. Чем она «пахнет»? Для кого-то — государственно-частным партнерством, для кого-то — госкапитализмом, для кого-то — мобилизационной экономикой, для кого-то — «корпоративным государством». Отчетливее запах станет по мере рассеивания тумана вокруг механизма мобилизации частных инвестиций. Но эволюция налицо.

Фото: sb.by

Бюджетный дуализм

Как совместить в единой бюджетной стратегии взгляды Кудрина, занимающего ныне пост главы Счетной палаты, и Глазьева — советника Президента РФ? Оказывается, просто. Ключ к реализации глазьевских позиций — усиление стратегических начал в инвестиционной политике, которая подконтрольна государству. Это заложено и в майском указе, и в бюджете на 2019–2021 годы, и в мобилизационной модели имени Андрея Белоусова. Кудринский же подход реализован в крайнем (даже по оценкам самого Кудрина) консерватизме собственно бюджета.

Во-первых, впервые за пять лет федеральный бюджет, причем на все три предстоящих года, сверстывается, ориентируясь на профицит. В 2019 году он ожидается в 1,932 трлн руб., или 1,8% ВВП, в 2020 году — 1,224 трлн руб., или 1,1% ВВП, в 2021 году — 0,952 трлн руб., или 0,8% ВВП.

Во-вторых, профицит бюджета достигается при закладываемых в бюджет ценах на нефть, которые по прогнозу Минэкономразвития будут снижаться с $69,3 за баррель в среднем в текущем 2018 году до $57,9 в 2021 году. Одновременно министр экономического развития Максим Орешкин настаивает на том, что доллар в предстоящее трехлетие останется примерно на уровне 64 руб.

Однако пока немало авторитетных экономистов сходятся в том, что цена нефти с учетом американских антииранских санкций скорее продолжит движение вверх от $80 за баррель, чем опустится вниз с нынешних рубежей в те же $80. С другой стороны, мало у кого есть сомнения в том, что рубль, скорее всего, будет дешеветь, о чем, перевесив растущую цену нефти, позаботятся новые антироссийские санкции, ожидаемые ближе к концу текущего года.

Получается, у федерального бюджета есть как минимум три страховки. Первая — профицит, достигаемый при ценах на нефть значительно ниже текущего уровня и курсе рубля значительно выше текущего уровня. Вторая — цены на нефть при достаточно прозрачных перспективах их повышения и снижения (за счет, прежде всего, санкций) курса рубля. Третья — перекладывание инвестиций с федерального бюджета на частный бизнес.

Что же, порадуемся за бюджет. Но радость может оказаться недолгой. Потому что у всего есть своя цена.

Обратный билет в кризис

Майский указ, если послушать руководителей правительства, — это альфа и омега как бюджета, так и всей отечественной экономической политики. В какой мере это подтверждается расходами федерального бюджета?

Как уже было сказано, главная характеристика бюджетной трехлетки — ее крайняя консервативность. Консервативность — противоположность революциям. Соответственно, никаких качественных сдвигов в структуре бюджетных расходов не отмеча ...

← Назад в рубрику


  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Авто объявления / Разместить объявление