NewsRbk.ru

Курсы: 65.75 руб (-0.22)76.05 руб (-0.45)
Погода: Ясно Ночью в Москве: 6 °C..8 °C

Установите приложение NewsRbk.ru на Андроид!


Наш сайт NewsRbk.ru заблокировали на территории РФ. Новый сайт NewsRbc.ru

Космонавт Джанибеков назвал диверсию возможной причиной аварии «Союза»

Дважды герой Советского союза, космонавт Владимир Джанибеков прокомментировал нам ситуацию с аварией ракеты-носителя корабля «Союз МС-10». Он не исключил диверсии в качестве причины ЧП, сказав, что это «может быть выгодно нашим заклятым партнерам-друзьям».Авария ракеты-носителя произошла после ее запуска с космодрома Байконур к МКС - на 119-й секунде при отделении первой-второй ступени. Аварийная система спасения отработала штатно. Корабль разделился на отсеки и выпустил парашют. Капсула с экипажем приземлилась в Казахстане, в 20 километрах от Джезказгана. На борту был российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг.

Нынешнюю аварию сравнивают с драматичным полетом Василия Лазарева и Олега Макарова 5 апреля 1975-го, который из-за аварии ракеты-носителя стал суборбитальным. Космонавты, испытывая колоссальные перегрузки, практически падали с высоты 192 километра из космоса…

О том, можно ли провести аналогию между двумя этими случаями и причинах нынешней аварии мы поговорили с летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза, генерал-майором Владимиром Джанибековым.

Напомним, запуск ракеты-носителя с пилотируемым космическим кораблём «Союз 18-1» с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на борту был произведен 5 апреля 1975 года. Экипаж отправлялся на станцию «Салют-4». Из-за отказа третьей ступени полёт закончился в аварийном режиме. Во время спуска космонавты испытали пиковую перегрузку. В какой-то момент они потеряли зрение, у них произошла остановка сердца. Космонавты пришли в себя, когда сработала парашютная система.

- Что касается аварии при запуске корабля «Союз МС-10», направлявшегося к МКС, то тут другая ситуация. Одно дело, когда авария происходит на самом старте, и совсем другое, когда носитель уже отошел от земли, где уже другая динамика, - говорит Владимир Александрович Джанибеков. - У космонавтов Алексея Овчинина и астронавта НАСА Ника Хейга авария произошла на момент разделения второй ступени, отделении первой ступени.

Тут везде пошел неправильный комментарий, что включился двигатель второй ступени. На самом деле двигатели первой и второй ступени включаются с самого старта. Первая ступень — это четыре боковых блока, которые потом отсоединяются примерно на второй минуте. А вторая ступень — центральная, она продолжает работать в освобожденном первой ступенью режиме. В этот момент экипаж испытывал перегрузки около 6 g, в то время как у Лазарева и Макарова в 1975 году они достигали 26 g.

Что касается 6 g, это совершенно адекватная перегрузка, ребята, которые отправились в космос, тренированны и на большие перегрузки. Я не вижу здесь каких-то больших проблем.

- Выдвигается версия, что причиной аварии ракеты-носителя «Союз» могли стать плохие крепления центрального блока ускорителя. Насколько она состоятельна?

- Тут надо разбираться. Коль скоро это связано со срабатыванием электромеханических элементов узла фиксации первой и второй ступени, то, на самом деле, что-то могло произойти несимметрично. Как, например, срабатывание пиропатронов отстрела.

- Космонавты успели осознать то, что произошло, или все случилось слишком скоротечно?

- Они ощутили это изначально чисто интуитивно. Космонавты ждут момента перехода на следующий режим. В процессе подготовки они очень тщательно и глубоко изучают всю траекторию выведения. И представляют, что должно следовать одно за другим. Несомненно, что психологически к внештатной ситуации они были готовы.

- Подобные ситуации отрабатываются на Земле?

- На центрифуге есть такие режимы. И они, и мы, проходили тренировки, когда происходит авария носителя. Там есть возможность перейти на ручное управление.

- С какой высоты спускались Овчинин и Хейг? Например, суборбитальная траектория у Василия Лазарева и Олега Макарова в 1975 году была 192 километра. Спуск происходил в неуправляемом режиме. Они буквально падали из космоса.

- У Овчинина и Хейга полет длился около 2 минут. Высота была порядка 60 километров. Главное, что оба космонавта живы и здоровы. В эмоциональном плане для них это, конечно, серьезное испытание. Ведь подготовка к полету порой идет ни один год. Теперь возникла проблема с очередной экспедицией. Не понятно, когда она может теперь состояться. Это может быть связано уже и с судьбой самой МКС.

- Авария не может быть связана с диверсией? Всем памятен случай с дырой на корабле «Союз МС-09». Совместная комиссия «Роскосмоса» и ФСБ установила, что отверстие было просверлено намеренно...

- Многие склонны сейчас так думать, и я этого не исключаю.

- Кому это может быть выгодно?

- Нашим заклятым партнерам — друзьям.

От редакции: наш обозреватель Дмитрий Попов смотрит на ситуацию по-другому — читайте его материал об эффективных менеджерах «Юра, мы всё про Бали»

← Назад в рубрику


  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Авто объявления / Разместить объявление