Он пояснил, что украинцы стоят перед выбором. «Хотят ли они кого-то, кто просто выступает против истеблишмента, обещая массовые реформы? Или они хотят кого-то, кто, может быть, разочаровал их в некотором отношении, но провел гораздо больше реформ, чем кто-либо за последние 20 лет на Украине, и выступил против Путина?» — подчеркнул он.
На вопрос, имеет ли он в виду Порошенко, Волкер ответил утвердительно.
Напомним, всего чуть более месяца назад Волкер говорил, что у США нет своего фаворита в украинской президентской гонке, но заверял, что Вашингтон продолжит поддерживать Украину вне зависимости от результатов выборов президента.
Что же теперь? Выходит, США все же определились с фаворитом? Это позиция Госдепа США или лично Волкера?
Понятно, что США оказывают огромное влияние на политические процесс на Украине. Едва ли у Украины может появиться новый президент без одобрения Вашингтона.
До настоящего момента большинство экспертов сходилось в мысли о том, что в США так и не определились, на кого ставить, ибо все кандидаты их в равной степени устраивали. Единственным принципиальным требованием Вашингтона было отсутствие масштабных фальсификаций и массовых протестов.
Заявление Волкера не только говорит об открытой поддержке Штатами действующего президента, но и о неприятии ими кандидатуры Зеленского. Почему?
— Заявление Волкера — это мнение человека, который назначен главным экспертом Госдепа по Украине, — считает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Карты вскрыты. Я уже неоднократно говорил о том, что Порошенко при всем его негативе удобен Соединенным Штатам. Он понятен, предсказуем, а главное, управляем, потому что известны все его недостатки.
— Украинская политика отдана на откуп Госдепу целиком и полностью?
— Украина так и не стала важной темой для Трампа. Порошенко — не его креатура. Порошенко — ставленник противников Трампа из лагеря демократов. Для Трампа такой порядок вещей — существенный раздражитель. Именно в этом, по-моему, кроется причина неопределенности по отношению к Украине, которую демонстрирует лично Трамп. Госдеп же для продвижения американских интересов и давления на Россию в этой ситуации просто использует те возможности, которые ему дает влияние на Порошенко.
— Почему они молчали до этого момента?
— Первый тур показал мобилизационные возможности кандидатов, выявил спектр политических предпочтений украинцев. Теперь кампанию можно строить более осмысленно. Задачей первого тура для Порошенко был недопуск Тимошенко во второй. Задача исполнена блестяще. В Вашингтоне посчитали, что именно сейчас и пришло время напомнить избирателю, кто стоит за Порошенко, чтобы увеличить его электоральный потенциал.
Но не уверен, что это верный ход. Те, кто прежде голосовал за Порошенко, именно потому и голосовали, что надеялись на эти его особые отношения с Западом, которые помогут Украине выйти из кризиса. А вот некоторые из его оппонентов все же сомневались в откровенно проамериканской ориентации Порошенко. Так что такое вскрытие карт может сослужить украинскому президенту плохую службу.
— По словам Волкера, Порошенко провел гораздо больше реформ, чем кто-либо за последние 20 лет на Украине, и выступил против Путина. Последнее — это главное для США? Или США сомневаются в лояльности Зеленского?
— Волкер проговорился. «Против» или «за» Путина — это, действительно, важный критерий, который принимают во внимание в Соединенных Штатах. Просто раньше такие откровения были не приняты. Что касается Порошенко, то помимо всего прочего, он повязан кровью Донбасса. В его лояльности США и последовательности его русофобии в Вашингтоне не сомневаются. С Зеленским и вправду сложнее. Наконец, он просто разговаривает с избирателем на русском языке. Такой откровенный троллинг, такое прямое оппонирование политике Порошенко, ее основополагающим принципам вызывают вопросы на Западе.
— Насколько эта поддержка поможет Порошенко? Не будет ли она выглядеть со стороны как неприкрытое вмешательство США?
— Не будем наивными. В украинском обществе присутствуют в основном антипорошенковские настроения. Откровенно антиамериканских настроений нет. Америке простят это вмешательство. США и Канада остаются для многих украинцев мечтой. Спасибо за это прежним и нынешнему президентам этой страны. Поэтому такой реверанс в адрес Порошенко, возможно, и будет услышан и считан в какой-то части общества, возможно, его не заметят.
В одном я уверен: количество голосов, отданных за Порошенко во втором туре, будет значительно выше, чем в первом. Осознание того, к чему привело голосование в первом туре, может заставить многих проголосовать за зло, но понятное, чем за «темную лошадку». Впрочем, все может быть. Возможно, у украинцев еще не иссякла тяга к экспериментам. Финал у всех этих экспериментов, правда, одинаков: по его итогам «невеста Украина» садится у окна в ожидании принца на белом коне.
— Не будем забывать и вот о чем. Волкер на Украине имеет собственные бизнес-интересы, — уверен профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло.
— Так, он (через посредников) неоднократно получал из госбюджета Украины (то есть, от Порошенко) довольно большие суммы для «лоббирования интересов Украины в Конгрессе Соединенных Штатов» (деньги переводились на счета компаний, в которых Волкер раньше занимал высокие ответственные посты).
Он не хочет эти деньги потерять, поэтому прозрачно намекает украинцам, за кого голосовать: за Порошенко, конечно, потому что с Зеленского взять будет нечего. Зеленский — проект Коломойского, а Беня Коломойский платить Волкеру не будет из жадности.
— А вообще в Вашингтоне как-то изменилось отношение к Порошенко за последнее время?
— Нет, отношение к Порошенко в Вашингтоне прежнее — он токсичен, и его с трудом терпят. Кроме того, Порошенко не выполнил два самых главных указания американцев: не дал сформировать в Украине антикоррупционную вертикаль и не смог вокруг себя консолидировать (объединить) национальную элиту. За это Порошенко в США считают «сбитым летчиком».
— А Зеленский чем плох для США, как пытается продемонстрировать Волкер?
— Он для США не плох, он плох лично для Курта Волкера, который думает, что с Коломойским будет труднее договориться, чем с Порошенко.
— Не будет ли заявление Волкера расценено как откровенное вмешательство?
— К вмешательству США во внутренние дела на Украине давно уже все привыкли и уже воспринимают это как данность, ...